Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Страница 5

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.

При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Проблема обучения детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевой игре является одной из центральных в дошкольной олигофренопедагогике. Именно игра становится ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. Однако, как показывают многочисленные исследования, проведенные в этой области (Л.Б. Баряева, Н. Д Соколова, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин и др.) без специального обучения у детей с нарушением интеллекта, даже к концу дошкольного возраста она не выполняет функции ведущей деятельности.

Существующая методика приводит к значительным положительным изменениям в овладении умственно отсталыми детьми сюжетно-ролевой игрой, тем не менее, ряд трудностей остаются непреодолимыми. Для того чтобы игра действительно осуществляла функцию ведущей деятельности, она должна достичь определенного уровня развития, что возможно при сформированности всех её структурных компонентов. Одно из важнейших мест в структуре сюжетно-ролевой игры принадлежит умению правильно строить собственное поведение в соответствии с ролью. При проведении исследования нас интересовало, насколько при существующем обучении дети с нарушением интеллекта овладевают данным структурным элементом. С этой целью была разработана методика констатирующего эксперимента. У всех детей при существующем обучении начинает формироваться ролевое поведение. Так, большинство воспитанников, участвующих в эксперименте, выполняли игровые действия, которые соответствовали выбранному сюжету. Однако наблюдения за свободной игрой испытуемых показали, что выполняемые действия представляли механическое воспроизведение тех действий, образец которых давал воспитатель. Кроме того, в свободной игре дошкольники не всегда воспроизводили их верно, часто действия не обеспечивали полного раскрытия сюжетной линии, что затрудняло понимание смысла взятых детьми ролей.

Наблюдения за неорганизованной игрой показали, что в ней испытуемые копировали те же ролевые действия, которым их обучали на занятиях по сюжетно-ролевой игре. Воспитанники стереотипно повторяли образцы поведения, хорошо усвоенные в ходе целенаправленного обучения, не внося чего-либо “своего" во взятую роль.

Характерным для всех детей оказалось то, что ребята в процессе организованной сюжетной игры действовали в соответствии с её логикой. Этого не отмечалось при наблюдении за их самостоятельной игровой деятельностью. Допуская нарушение порядка действий в цепочке, они не обращали внимания на то, что их неверная последовательность не соответствует логике игры. Не критично принимали любые замечания педагога, без возражений меняли направление игры по его требованию.

В ходе эксперимента выявилось, что воспитанники специального детского сада, прошедшие обучение, могли самостоятельно брать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Однако некоторые из них, взяв роль, оказывались не в состоянии выполнять её до завершения игры. Результаты были лучше, если игрой руководил взрослый. В тех случаях, когда ребята отвлекались на раздражители, переключались на другой вид деятельности, педагог возвращал их к игре, напоминая линию ролевого поведения. В самостоятельной же игре это приводило к выходу детей из роли, в большинстве случаев - к разрушению игры.

В процессе специального обучения сюжетно-ролевой игре у детей с недостатками интеллекта ролевое поведение начинает формироваться.

Вместе с тем анализ организованной и свободной игровой деятельности дошкольников с интеллектуальным недоразвитием показал, что ролевое поведение таких детей сохраняет ряд особенностей, которые препятствуют полноценному овладению игрой. Необходимо дальнейшее усовершенствование методики обучения сюжетно-ролевой игре, связанное с возможными путями устранения имеющихся недостатков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Абрахам Гарольд Маслоу мотивация и личность[3]
Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с самоактуализированным человеком, так это на его поразительную способность распознавать малейшее проявление лжи, фальши или неискренности. Оценки этих людей удивительно точны. Неформализованный эксперимент, в котором ...

Аутоанализ личного стресса
Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. Т.е. как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной пр ...

Стадии стресса
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник зап ...