Особенности
социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением
интеллектаСтраница 9
3. Принцип стабильности - дети динамично развивающей среды. Определить для ребенка его жизненную среду взрослому человеку невозможно. Эту среду ребенок создает себе сам. От взрослых зависит, чтобы окружение было приемлемым для ребенка, давало ему возможность менять окружающую среду в соответствии со своим вкусом, настроением.
4. Принцип компенсированности и гибкого зонирования. Дети в семье должны иметь возможность одновременно заниматься разными видами деятельности (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, настольными играми) в соответствии с индивидуальными интересами, не мешая друг другу. Для этого должны быть созданы непересекающиеся сферы активности.
5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности благополучия каждого ребенка и взрослого. Недостаток стимулов объединяет и ограничивает ребенка по всем сферам, перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезорганизует его. Среда должна побуждать к взаимодействию с ее различными элементами, повышать функциональную активность ребенка. Окружение ребенка должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления, побуждать двигательную активность детей и "гасить", тормозить ее, когда это необходимо. Дети должны учиться соблюдать интересы не только свои, но и окружающих, в том числе и взрослых. Для развития познавательной активности нужны средства и способы познания. Кроме книг, диафильмов, в распоряжении воспитателей должен быть набор развивающих игр, тестов, головоломок, оборудование для простейших опытов.
К стимулам относится игровое, бытовое оборудование, личное пространство, личное "хозяйство" (для гигиены, бытовых и хозяйственных нужд, ля занятий творческой деятельностью).
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
7. Принцип открытости - закрытости. Среда, как система воздействующих на ребенка внешних факторов, должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Ее постоянному совершенствованию способствует открытость - природе, культуре, обществу, а также открытость окружающим своего собственного "Я" каждого воспитанника, открытость его собственного внутреннего мира. Замкнутость, изолированность не может привести к взаимопониманию, взаимообщению, без которых нет полноценного развития каждого отдельного индивида.
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравствен ...
Индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного
темпа Дж. Кагана)
Первоначально Дж. Каган изучал индивидуальные различия в процессах категоризации объектов с помощью двух методических процедур. Так, детям предъявлялись изображения трех хорошо знакомых предметов, из которых надо было отобрать два, сходных между собой. Кроме того, использовалась методика сортировки изображений людей. Изучение оснований ...
Развитие психолого-педагогических методов исследования
в России
Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, в частности, в результате миграционных процессов, человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам и изменил, и сам в нем изменяется.
Это проявляется в разных сферах и на разных уровнях существования человека – физиологическом, психо ...