Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Страница 8

Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых матерей и т.д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Таким образом, воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или "особых" детей - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность - основная функция личности, поэтому мы рекомендуем по возможности способствовать социальной адаптации ребёнка, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду. Это реализуется в доступном для данного ребёнка объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма - не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Считается, что социальное воспитание "особого" ребёнка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно верный путь. Это означает включение ребёнка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Социальная адаптация - приспособление, приведение индивидуального и группового поведения "особых" детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У "особых" детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания "особых" детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает "особым" детям возможность активного участия в общественной жизни

В основе работы с детьми, осуществляемой с учётом их возможностей, лежат как общедидактические, так и специальные принципы обучения и воспитания. При этом такие общедидактические принципы, как наглядность (обследование предмета), доступность (опускаться до уровня ребёнка), индивидуальный подход (учёт возможностей и особенностей ребёнка) имеют особое значение.

Таким образом, формирование социальной адаптации у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта должно быть подчинено следующим принципам

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослого с ребенком. Построение отношений на основе установления контакта.

2. Принцип активности. Среда в микросоциуме ДОУ должна быть более развивающей, стимулирующей активность, чем в семье ребенка, в силу ограниченности контакта с внешним миром. Она должна быть побуждающей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Важнейшая среда активности, особенно в младшем дошкольном возрасте - игра. Создание игровой среды будет способствовать пробуждению творческой активности детей и их фантазии, развитию организаторских способностей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Н. Обозов Симпатии и притяжение[41]
«Известно множество различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных»[42]. У человека поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных потребность в общении, контакте является вполне самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пи ...

Детская мастурбация
Так уж получилось, что только в последние годы родители и воспитатели стали обращать внимание, на свою некомпетентность в одной из самых интимных сфер своих родительских полномочий (или обязанностей). Последствия могут оказаться принеприятнейшими. Первым их следствием может стать возникновение набора различных комплексов у детей. Возни ...

Оценка на основе анализа труда
Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого персонала происходит в рамках ситуа­ционной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные осо­бенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе р ...