Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Страница 4

Игра - основное занятие ребёнка. Большинство навыков, которые вы будете формировать у ребёнка, можно представить как игровые. Не настаивайте на том, чтобы ребёнок всё время двигался вперёд, осваивая новое. Дайте ему время отработать свои умения, отдохнуть. Например, даётся понятие "большой - маленький". Дети играют с куклой, мишкой, машиной, но отрабатывают понятие " большой - маленький" до тех пор, пока это понятие не будет сформировано.

Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра - та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир.

Можно выделить 5 ступеней, по которым поднимается ребёнок до умения играть в ролевые игры или игры "понарошку". Он не делает резких скачков от одной ступени к другой и кажется, что он просто только добавляет новые действия к уже освоенным играм.

1 ступень. Игра - исследование. Ребёнок исследует предметы: трясёт, пробует на зубок, стучит, бросает, осматривает. Всё это помогает узнать главные свойства каждого предмета.

2 ступень. Игра - соотнесение. Пытается соотнести 2 предмета, располагая предметы по-разному (ложка в чашке, около тарелки, над чашкой).

3 ступень. Ролевая игра с самим собой. Например, делает вид, что пьёт из чашки. Играя, пользуется вещами "понарошку".

4 ступень. Простая ролевая игра. Например, "кормит" своего мишку, т.е. переносит воображаемое действие на другой предмет.

5 ступень. Ролевая игра, предполагающая последовательное совершение действий, т.е. из известных действий ребёнок составляет некую последовательность. Например - "кормит" мишку обедом, а потом садит его на машину и возит. Причем, машиной может быть обувь или коробка.

Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, ведь объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы, которые можно найти в доме и на улице.

Предлагаемые игры, можно разделить на следующие виды:

Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы / ощущение и восприятие/.

Игры, на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений).

Игры, на развитие произвольного внимания и памяти.

Игры, на развитие коммуникативных навыков/ навыки общения/.

Прежде, чем заниматься с ребёнком, поставьте перед собой конкретную задачу. Спросите себя, чему в первую очередь необходимо научить ребёнка. Например, самостоятельно одеваться, накрыть на стол или мыть посуду. Для того, чтобы отработать эти навыки, необходимо "включить" все психические процессы ребёнка - сенсорные, психомоторные, эмоционально - волевые, познавательные.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают особенности их психического развития. Для этого существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников [44, с 110]

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта. Работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития [70, с.99].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Методологические основы исследования влияния личностных особенностей на выбор вида спорта. Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
Целью настоящей работы является исследование влияния особенностей личности на выбор экстремального вида спорта. Гипотеза исследования: выраженность таких особенностей личности как : экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости способны повлиять на выбор экстремального вида спорта. В соответствии с це ...

Рекомендации родителям
Заниматься с ребёнком – дело серьёзное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Всё правильно. Одно дело – заниматься с посторонним человеком, другое – со своей мамой или бабулей. Но вот, что мы хотели бы вам сказать. Ведь перед родителями не ...

Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия м ...