Методы изучения
социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллектаСтраница 1
Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)
1. Метод изучения личностных особенностей
Методика "Какой я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике "Какой я?"
Оценка результатов:
Оценки типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы "нет" - в 0 баллов. Ответы "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
Результаты исследования приведены в табл.3
Таблица 3 - Методика "Какой я?"
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
|
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
|
1 |
Коля |
4 |
0,5 |
1 |
Ира |
3,5 |
2 |
|
2 |
Миша |
4 |
1 |
2 |
Оля |
4 |
1,5 |
|
3 |
Даша |
4 |
0,5 |
3 |
Зина |
3,5 |
1 |
|
4 |
Слава |
3,5 |
1 |
4 |
Валера |
4 |
1,5 |
|
5 |
Юра |
4 |
1 |
5 |
Игорь |
4 |
1 |
|
6 |
Витя |
3 |
0 |
6 |
Дима |
3 |
1 |
|
7 |
Костя |
4 |
0 |
7 |
Таня |
4 |
2 |
|
8 |
Марина |
3,5 |
0,5 |
8 |
Федя |
3,5 |
1 |
|
9 |
Юля |
4 |
0 |
9 |
Аня |
4 |
1 |
|
10 |
Наташа |
3,5 |
1 |
10 |
Виталя |
3,5 |
1 |
|
Средний балл 0,55 |
Средний балл 1,3 | ||||||
Определение сознания
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования.
Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн свя ...
Задачи и методы психологии
Задача психологии — познание объективных законов психической деятельности человека, развития его сознания, формирования психических качеств личности. Психологические закономерности являются выражением зависимости психических процессов и свойств личности от жизней условий, в которых осуществляется отражательная деятельность мозга. Познан ...
Каузальная атрибуция
Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значитель ...

