Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Методы изучения социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Методы изучения социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Страница 1

Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)

1. Метод изучения личностных особенностей

Методика "Какой я?"

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Протокол к методике "Какой я?"

Оценка результатов:

Оценки типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы "нет" - в 0 баллов. Ответы "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

Результаты исследования приведены в табл.3

Таблица 3 - Методика "Какой я?"

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Возраст

Балл

Имя

Возраст

Балл

1

Коля

4

0,5

1

Ира

3,5

2

2

Миша

4

1

2

Оля

4

1,5

3

Даша

4

0,5

3

Зина

3,5

1

4

Слава

3,5

1

4

Валера

4

1,5

5

Юра

4

1

5

Игорь

4

1

6

Витя

3

0

6

Дима

3

1

7

Костя

4

0

7

Таня

4

2

8

Марина

3,5

0,5

8

Федя

3,5

1

9

Юля

4

0

9

Аня

4

1

10

Наташа

3,5

1

10

Виталя

3,5

1

Средний балл 0,55

Средний балл 1,3

Страницы: 1 2 3 4 5


Опишите методы устранения у учащихся психологических барьеров, затрудняющих их обучение и воспитание.
Для преодоления различных трудностей в воспитании и обучении существует масса методов, так, например, в процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств челове ...

А.В. Петровский Теория личности с позиций категориального анализа психологии[69]
При анализе категориального строя психологической науки, как следует из изложенного выше, выделяется шесть базисных категорий, каждая из которых характеризует одну из сторон предмета психологии: индивид, образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, переживание. Категориальный анализ позволяет увидеть за эмпирико-теоретическими пос ...

Развитие движений и действий
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживат ...