Методы изучения
социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллектаСтраница 1
Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)
1. Метод изучения личностных особенностей
Методика "Какой я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике "Какой я?"
Оценка результатов:
Оценки типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы "нет" - в 0 баллов. Ответы "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
Результаты исследования приведены в табл.3
Таблица 3 - Методика "Какой я?"
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
1 |
Коля |
4 |
0,5 |
1 |
Ира |
3,5 |
2 |
2 |
Миша |
4 |
1 |
2 |
Оля |
4 |
1,5 |
3 |
Даша |
4 |
0,5 |
3 |
Зина |
3,5 |
1 |
4 |
Слава |
3,5 |
1 |
4 |
Валера |
4 |
1,5 |
5 |
Юра |
4 |
1 |
5 |
Игорь |
4 |
1 |
6 |
Витя |
3 |
0 |
6 |
Дима |
3 |
1 |
7 |
Костя |
4 |
0 |
7 |
Таня |
4 |
2 |
8 |
Марина |
3,5 |
0,5 |
8 |
Федя |
3,5 |
1 |
9 |
Юля |
4 |
0 |
9 |
Аня |
4 |
1 |
10 |
Наташа |
3,5 |
1 |
10 |
Виталя |
3,5 |
1 |
Средний балл 0,55 |
Средний балл 1,3 |
Самосознание подростка. Представление о себе, поиск
собственного «Я»
Подростковый возраст – это время, когда человек стремится осознать себя как личность. В подростковом возрасте возрастает потребность познать себя (индентификация с собственным «Я») и стремление открыть через постоянные рефлексии свою сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. [10] Подтверждение постоянной рефлексии находили мно ...
Краткое описание Шкалы избегания опасности
В структуре опросника ТСI содержится шкала "Избегание опасности", показатели которой позволяют выявить тревожность как конституциональный фактор темперамента, личностную предрасположенность к формированию тревожных расстройств, а также наличие актуального тревожного расстройства. ...
Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в определенных условиях воспринимаемые в другом человеке физические проявления и жизнь сознания связываются ...