Методы изучения
социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллектаСтраница 1
Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)
1. Метод изучения личностных особенностей
Методика "Какой я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике "Какой я?"
Оценка результатов:
Оценки типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы "нет" - в 0 баллов. Ответы "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
Результаты исследования приведены в табл.3
Таблица 3 - Методика "Какой я?"
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
1 |
Коля |
4 |
0,5 |
1 |
Ира |
3,5 |
2 |
2 |
Миша |
4 |
1 |
2 |
Оля |
4 |
1,5 |
3 |
Даша |
4 |
0,5 |
3 |
Зина |
3,5 |
1 |
4 |
Слава |
3,5 |
1 |
4 |
Валера |
4 |
1,5 |
5 |
Юра |
4 |
1 |
5 |
Игорь |
4 |
1 |
6 |
Витя |
3 |
0 |
6 |
Дима |
3 |
1 |
7 |
Костя |
4 |
0 |
7 |
Таня |
4 |
2 |
8 |
Марина |
3,5 |
0,5 |
8 |
Федя |
3,5 |
1 |
9 |
Юля |
4 |
0 |
9 |
Аня |
4 |
1 |
10 |
Наташа |
3,5 |
1 |
10 |
Виталя |
3,5 |
1 |
Средний балл 0,55 |
Средний балл 1,3 |
Повторные браки
Ожидание людей по поводу другого (не такого!) брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидание Нирваны. Раз они избавились от ненавистного супруга, то теперь-то найдут гораздо лучшего, - и все проблемы решены. Они забывают, что естественные осложнения во взаимоотношениях по-прежнему сохраняются, что впереди их, возможно, жду ...
Что мы переживаем, когда нам страшно
Во избежание недоразумений изложенное выше необходимо дополнить. Нередко страх — причем вполне справедливо — описывается как состояние, «непременно связанное с закрытостью, отрезанностью»17, т. е., по сути, с ощущением одиночества. Из моих же слов следует, что преобразование страха на основе внутренней концентрации как раз и требует ухо ...
В.М. Бехтерев Психологическое определение личности[60]
Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосредственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каждый из врачей, посвящающих себя изучению д ...