Методы изучения
социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллектаСтраница 3
Хср = 0,55
Σ =5,5
σ = √ Σ f (Х - Хср) 2/ (N-1) = √ 20,3/9 = 0,5
m = σ/ √N = 0,5/√10 = 0,5/1,16 = 0,43
Далее сравним полученное значение t - критерия с табличным для числа степеней свободы 9 (t0,01 = 4,78 - Приложение). У нас этот показатель равен 0,43, т.е. меньше табличного. Следовательно, можно сделать вывод, что различия между средними показателями контрольной и экспериментальной групп не являются статистически значимыми.
2. Методы изучения межличностных отношений
Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек, которые относятся к нему более или менее эмоционально нейтрально, и при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка
Возможные ответы: "да", "нет", "когда как", "не знаю".
1. Добрый ли ваш ребенок?
2. Внимательный ли ваш ребенок?
3. Правдивый ли ваш ребенок?
4. Вежливый ли ваш ребенок?
5. Общительный ли ваш ребенок?
6. Щедрый ли ваш ребенок?
7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
8. Справедливый ли ваш ребенок?
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
10. Ответственный ли ваш ребенок?
Оценка результатов:
Каждый ответ "да" получает 1 балл; "нет" - 0 баллов; "не знаю" или "когда как" - 0,5 балла. По каждому пункту высчитывается средний балл оценок всех взрослых. В итоге по средним баллам подсчитывается общая оценка.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
Результаты проведения эксперимента приведены в табл.7
Таблица 7 - Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
1 |
Коля |
4 |
1,5 |
1 |
Ира |
3,5 |
1 |
2 |
Миша |
4 |
1 |
2 |
Оля |
4 |
2 |
3 |
Даша |
4 |
1 |
3 |
Зина |
3,5 |
2 |
4 |
Слава |
3,5 |
1 |
4 |
Валера |
4 |
1 |
5 |
Юра |
4 |
0 |
5 |
Игорь |
4 |
2 |
6 |
Витя |
3 |
1 |
6 |
Дима |
3 |
3 |
7 |
Костя |
4 |
1,5 |
7 |
Таня |
4 |
2 |
8 |
Марина |
3,5 |
0,5 |
8 |
Федя |
3,5 |
3 |
9 |
Юля |
4 |
1 |
9 |
Аня |
4 |
2 |
10 |
Наташа |
3,5 |
1 |
10 |
Виталя |
3,5 |
2 |
Средний балл 0,95 |
Средний балл 2,0 |
Введение.
Коммуникация
, общение. Обычно коммуникация, определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются ...
Виды, уровни, функции межличностного общения
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
• ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как п ...
Хроническое соматическое заболевание как фактор, влияющий на развитие
личности человека. Психосоматический подход и личностные
особенности отношения к заболеванию
Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на ...