Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Методы изучения социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Методы изучения социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Страница 3

Хср = 0,55

Σ =5,5

σ = √ Σ f (Х - Хср) 2/ (N-1) = √ 20,3/9 = 0,5

m = σ/ √N = 0,5/√10 = 0,5/1,16 = 0,43

Далее сравним полученное значение t - критерия с табличным для числа степеней свободы 9 (t0,01 = 4,78 - Приложение). У нас этот показатель равен 0,43, т.е. меньше табличного. Следовательно, можно сделать вывод, что различия между средними показателями контрольной и экспериментальной групп не являются статистически значимыми.

2. Методы изучения межличностных отношений

Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек, которые относятся к нему более или менее эмоционально нейтрально, и при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.

Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка

Возможные ответы: "да", "нет", "когда как", "не знаю".

1. Добрый ли ваш ребенок?

2. Внимательный ли ваш ребенок?

3. Правдивый ли ваш ребенок?

4. Вежливый ли ваш ребенок?

5. Общительный ли ваш ребенок?

6. Щедрый ли ваш ребенок?

7. Отзывчивый ли ваш ребенок?

8. Справедливый ли ваш ребенок?

9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?

10. Ответственный ли ваш ребенок?

Оценка результатов:

Каждый ответ "да" получает 1 балл; "нет" - 0 баллов; "не знаю" или "когда как" - 0,5 балла. По каждому пункту высчитывается средний балл оценок всех взрослых. В итоге по средним баллам подсчитывается общая оценка.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

Результаты проведения эксперимента приведены в табл.7

Таблица 7 - Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Возраст

Балл

Имя

Возраст

Балл

1

Коля

4

1,5

1

Ира

3,5

1

2

Миша

4

1

2

Оля

4

2

3

Даша

4

1

3

Зина

3,5

2

4

Слава

3,5

1

4

Валера

4

1

5

Юра

4

0

5

Игорь

4

2

6

Витя

3

1

6

Дима

3

3

7

Костя

4

1,5

7

Таня

4

2

8

Марина

3,5

0,5

8

Федя

3,5

3

9

Юля

4

1

9

Аня

4

2

10

Наташа

3,5

1

10

Виталя

3,5

2

Средний балл 0,95

Средний балл 2,0

Страницы: 1 2 3 4 5


Формирующий эксперимент
Цель: организация деятельности по целенаправленному формированию понятий у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: разработка цикла занятий по английскому языку (на примере понятий о животных); апробация занятий в экспериментальной группе (частота занятий – 1 раз в неделю в течение полугода). План-конспект трех занятий по англи ...

Жалобы и мета-жалобы
Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб, соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут касаться отсутствия техники безопасности, произвола начальства, не гарантированности работы на следующий день и т.п. Это жалобы, касающиеся неудовлетворения наиболее фундаменталь ...

Дружеское общение
Дружеские отношения можно определить как положительные интимные отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, преданности людей друг другу, полном доверии и т.д. Дружеским отношениям присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и и ...