Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Методы изучения социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Методы изучения социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Страница 4

В экспериментальной группе низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми наблюдается у всех детей, кроме Иры и Валеры. В контрольной группе все дети имеют очень низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.

Из таблицы 7 видно, что средний балл в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (в контрольной 0,95, в экспериментальной 2,0).

Методика "Выбор в действии"

Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура ее проведения следующая.

Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получает инструкцию следующего содержания:

"Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся.

Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".

После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.

Социометрический статус определяется при помощи следующей формулы:

С = К/п - 1 х 100%,

где С - статус ребенка в группе, в системе его взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; п - количество детей в группе.

Оценка результатов:

10 баллов - показатель С равен 100%;

8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%;

6-7 баллов - показатель С находится в пределах от 60% до 79%;

4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%;

2-3 балла - показатель С находится в пределах от 20% до 39%;

0-1 балл - показатель С находится в пределах от 0% до 19%.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

По итогам диагностики развития личностных особенностей и межличностных отношений: "Какой я?" и "Какой ваш ребенок?" получены сравнительные данные, свидетельствующие об изменении у многих детей самооценки, которая начинает совпадать с экспертной оценкой взрослых.

В результате исследования получены следующие результаты (табл.8):

Таблица 8

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Возраст

Балл

Имя

Возраст

Балл

1

Коля

4

1

1

Ира

3,5

1,5

2

Миша

4

1

2

Оля

4

1

3

Даша

4

1

3

Зина

3,5

1

4

Слава

3,5

1

4

Валера

4

1,5

5

Юра

4

1

5

Игорь

4

2

6

Витя

3

0,5

6

Дима

3

2

7

Костя

4

0,5

7

Таня

4

2

8

Марина

3,5

1

8

Федя

3,5

1,5

9

Юля

4

0

9

Аня

4

2

10

Наташа

3,5

1

10

Виталя

3,5

1

Средний балл 0,8

Средний балл 1,45

Страницы: 1 2 3 4 5


Роль активности в развитии ребенка
Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает дос ...

Преждевременное половое развитие мальчиков
Преждевременное половое развитие — это появление некоторых или всех вторичных половых признаков у мальчика младше 9 лет. [9] Причинами преждевременного развития мальчиков являются: · Повышенная секреция некоторых гормонов (гонадолиберина, гонадотропных гормонов и др.) · Генетические нарушения · Заболевания ЦНС — самая частая причина ...

Феноменологическая психология
Хотя и Роджерс и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, ...