Методы изучения
социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллектаСтраница 4
В экспериментальной группе низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми наблюдается у всех детей, кроме Иры и Валеры. В контрольной группе все дети имеют очень низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.
Из таблицы 7 видно, что средний балл в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (в контрольной 0,95, в экспериментальной 2,0).
Методика "Выбор в действии"
Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура ее проведения следующая.
Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получает инструкцию следующего содержания:
"Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся.
Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".
После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.
Социометрический статус определяется при помощи следующей формулы:
С = К/п - 1 х 100%,
где С - статус ребенка в группе, в системе его взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; п - количество детей в группе.
Оценка результатов:
10 баллов - показатель С равен 100%;
8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%;
6-7 баллов - показатель С находится в пределах от 60% до 79%;
4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%;
2-3 балла - показатель С находится в пределах от 20% до 39%;
0-1 балл - показатель С находится в пределах от 0% до 19%.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
По итогам диагностики развития личностных особенностей и межличностных отношений: "Какой я?" и "Какой ваш ребенок?" получены сравнительные данные, свидетельствующие об изменении у многих детей самооценки, которая начинает совпадать с экспертной оценкой взрослых.
В результате исследования получены следующие результаты (табл.8):
Таблица 8
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
1 |
Коля |
4 |
1 |
1 |
Ира |
3,5 |
1,5 |
2 |
Миша |
4 |
1 |
2 |
Оля |
4 |
1 |
3 |
Даша |
4 |
1 |
3 |
Зина |
3,5 |
1 |
4 |
Слава |
3,5 |
1 |
4 |
Валера |
4 |
1,5 |
5 |
Юра |
4 |
1 |
5 |
Игорь |
4 |
2 |
6 |
Витя |
3 |
0,5 |
6 |
Дима |
3 |
2 |
7 |
Костя |
4 |
0,5 |
7 |
Таня |
4 |
2 |
8 |
Марина |
3,5 |
1 |
8 |
Федя |
3,5 |
1,5 |
9 |
Юля |
4 |
0 |
9 |
Аня |
4 |
2 |
10 |
Наташа |
3,5 |
1 |
10 |
Виталя |
3,5 |
1 |
Средний балл 0,8 |
Средний балл 1,45 |
Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложн ...
Влияние эмоций на познавательную деятельность
человека
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. Изучение связи между эмоциональными и познавательными процессами восходит еще к трудам Л.С. Выготского и других классиков психологии. Так Л.С. Выготский писал "Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к об ...
Общие сведения
Опросник структуры личности и темперамента (ТСI), созданный Клонинжером с соавторами, предназначен для выявления индивидуально – психологических различий по семи основным шкалам личности и темперамента. Понятие темперамента относится авторами к автоматическим эмоциональным реакциям, которые в значительной степени являются врожденными и ...