Материалы по психологии » Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию » Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся
Страница 2

Где:

1

общая тревожность; 2 – переживание социального стресса; 3 – фрустрация потребности в достижении успеха; 4 – страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Здесь мы наблюдаем следующую картину. Практически показатели школьной тревожности в большей степени выражены в выборке учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, где максимальные различия видны по показателям «фрустрация потребности в достижении успеха», «переживание социального стресса», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «проблемы и страхи в отношении с учителями» и, соответственно «общий показатель тревожности».

Таким образом, можно отметить, что общая тревожность в школе, общее эмоциональное состояние учащихся, со второй группой здоровья, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, более эмоционально нагружено. И это связано, прежде всего, с неблагоприятным психическим фоном, не позволяющим подросткам этой группы развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, а также страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, который проявляется в ориентации на значимых других, в оценке своих результатов, поступков и мыслей (тревога по поводу оценок). Общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения подростков, также значительно выше в выборке подростков, имеющих вторую группу здоровья, что, несомненно, сказывается на переживании социального стресса, то есть эмоциональном состоянии учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, на фоне которого развиваются социальные контакты детей (прежде всего, со сверстниками).

Рассмотрим выраженность акцентуаций характера испытуемых учащихся, имеющих разные группы психосоматического здоровья, по методике К. Леонгарда (см. рисунок 3).

Так, мы видим, что в группе учащихся со второй группой здоровья выше гистограммы по таким типам акцентуации характера, как: «эмотивный тип» и «тревожный», что характеризует подростков как: эмоционально чувствительных, когда чувства захватывают целиком, но внешне подростки стараются ярко это не проявлять. Наиболее сильно выраженная черта – сопереживание, отзывчивость, мягкосердечность. Дети этой группы впечатлительны, склонны любые жизненные ситуации воспринимать серьёзнее, чем другие люди. Также им свойственно обострённое чувство долга, исполнительность. Они редко конфликтуют. Обиды носят в себе, не высказывая их.

Выраженность тревожного типа акцентуаций дополняет их характеристику тем, что они тщательно маскируют неуверенность в себе. Подростки с выраженными типами акцентуации характера по тревожному типу могут охотно подчиняться более сильной личности, в лице которой находит защиту и поддержку. Как правило, в конфликт – вступают редко и в основном, играют в нём пассивную роль. Но иногда могут реагировать агрессивно, вплоть до применения физической силы. Такие эксцессы могут происходить в ситуациях, когда возникает потребность преодолеть внутреннюю неуверенность, робость, страх наказания или несправедливые обвинения.

Страницы: 1 2 3 4


Что есть мысль с точки зрения науки?
В психологии, науке о душе, роли сознания и бессознательного в психике человека, до сих пор остаётся нерешённой одна из самых загадочных проблем человечества - о природе мысли, первооснове всех психических процессов и явлений [40]. Перед современными исследователями, как и столетия назад, стоит известный сакраментальный вопрос: что есть ...

Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы ...

Факторы психологической адаптации
Успешность вхождения мигрантов в новую культурную среду обусловлена целым рядом факторов. В отечественной этнопсихологии разработкой данных проблем занимались Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.М. Татарко, Г.У. Солдатова-Кцоева, Ю.А. Гаюрова, В.В. Гриценко, А.А. Выскочил, В.П. Левкович, О.В. Чернова, Ф.М. Малхозова, Н.С. Фрейнкман-Хруста ...