Материалы по психологии » Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию » Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся
Страница 1

Начиная анализ результатов исследования, мы решили провести сравнительный анализ распределения показателей в выборках испытуемых учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, тем самым решая первую задачу исследования.

С этой целью мы построили среднестатистические личностные профили и гистограммы выраженности показателей по всем используемым в исследовании методам.

Выявить особенности темперамента испытуемых учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, нам помог опросник Г. Айзенка.

Ряд 1 – учащиеся, имеющие 2 группу здоровья;

Ряд 2 – учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

Рисунок 1. Гистограммы выраженности показателей темпераментальных особенностей испытуемых подростков (по методике Г. Айзенка).

Где: 1 – показатели интро-экстраверсии; 2 – показатели нейротизма.

Известно, что понятие «темперамент» обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые также необходимо учитывать. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Известные типы темперамента – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – диагностируются по Айзенку исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии – интроверсии и шкалы нейротизма.

Обратимся к рисунку 1, где представлены гистограммы выраженности показателей темпераментальных особенностей испытуемых подростков по методике Г. Айзенка, на основе анализа, ответов которого, мы определили, к какому типу темперамента относятся испытуемые данной выборки.

Как видно из представленных гистограмм, показатели, как экстраверсии, так и нейротизма более выражены в выборке учащихся, имеющих первую группу здоровья, что позволяет нам предположить, что эти ребята более общительны, чем учащиеся, имеющие вторую группу здоровья. Они имеют много друзей, склонны к рискованным поступкам, импульсивны, любят шутки, добродушны, веселы, оптимистичны, предпочитают движение и действие.

Что касается выраженности показателя эмоциональной устойчивости (нейротизма), то можно отметить то, это устойчивые, в некотором роде, здоровые подростки, обладают отличной адаптацией.

Учащихся обеих групп, имеющих как первую, так и вторую группы здоровья, по выраженности показателя нейротизма можно практически одинаково охарактеризовать, так как их профиль по Айзенку лишь немногим отличается, может быть только тем, что показатель экстра-интроверсии находится ближе к кругу (по Айзенку). В этом случае, мы можем утверждать, что их темпераментальные особенности более сбалансированы.

Рассмотрим выраженность показателей школьной тревожности испытуемых подростков по методике Филипса (см. рисунок 2).

Ряд 1 – учащиеся, имеющие 2 группу здоровья;

Ряд 2 – учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

Рисунок 2. Гистограммы среднестатистической выраженности показателей школьной тревожности испытуемых подростков (по методике Филлипса).

Страницы: 1 2 3 4


Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Возраст старшеклассников, приходится на конец подросткового и начало юношеского возраста. Личность старшего подростка в процессе развития приобрела присущие только ей индивидуальные и социально – психологические особенности, которые в нашем исследовании будут рассмотрены более детально. Так или иначе, школа для старшеклассника является ...

Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потр ...

Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики
В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, - это смена усложняющихся форм взаимодействия. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определен ...