Материалы по психологии » Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию » Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся
Страница 1

Начиная анализ результатов исследования, мы решили провести сравнительный анализ распределения показателей в выборках испытуемых учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, тем самым решая первую задачу исследования.

С этой целью мы построили среднестатистические личностные профили и гистограммы выраженности показателей по всем используемым в исследовании методам.

Выявить особенности темперамента испытуемых учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, нам помог опросник Г. Айзенка.

Ряд 1 – учащиеся, имеющие 2 группу здоровья;

Ряд 2 – учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

Рисунок 1. Гистограммы выраженности показателей темпераментальных особенностей испытуемых подростков (по методике Г. Айзенка).

Где: 1 – показатели интро-экстраверсии; 2 – показатели нейротизма.

Известно, что понятие «темперамент» обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые также необходимо учитывать. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Известные типы темперамента – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – диагностируются по Айзенку исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии – интроверсии и шкалы нейротизма.

Обратимся к рисунку 1, где представлены гистограммы выраженности показателей темпераментальных особенностей испытуемых подростков по методике Г. Айзенка, на основе анализа, ответов которого, мы определили, к какому типу темперамента относятся испытуемые данной выборки.

Как видно из представленных гистограмм, показатели, как экстраверсии, так и нейротизма более выражены в выборке учащихся, имеющих первую группу здоровья, что позволяет нам предположить, что эти ребята более общительны, чем учащиеся, имеющие вторую группу здоровья. Они имеют много друзей, склонны к рискованным поступкам, импульсивны, любят шутки, добродушны, веселы, оптимистичны, предпочитают движение и действие.

Что касается выраженности показателя эмоциональной устойчивости (нейротизма), то можно отметить то, это устойчивые, в некотором роде, здоровые подростки, обладают отличной адаптацией.

Учащихся обеих групп, имеющих как первую, так и вторую группы здоровья, по выраженности показателя нейротизма можно практически одинаково охарактеризовать, так как их профиль по Айзенку лишь немногим отличается, может быть только тем, что показатель экстра-интроверсии находится ближе к кругу (по Айзенку). В этом случае, мы можем утверждать, что их темпераментальные особенности более сбалансированы.

Рассмотрим выраженность показателей школьной тревожности испытуемых подростков по методике Филипса (см. рисунок 2).

Ряд 1 – учащиеся, имеющие 2 группу здоровья;

Ряд 2 – учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

Рисунок 2. Гистограммы среднестатистической выраженности показателей школьной тревожности испытуемых подростков (по методике Филлипса).

Страницы: 1 2 3 4


Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось заполнить бланк опросника Шкалы избегания опасности, содержащей 35 вопросов. Полученные результаты представлены ниже: 1. Анна Никитична, 63 года. Количество баллов по шкалам: "Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов. "Страх неопреде ...

Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из ...

Введение. Актуальность исследования
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки. В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработ ...