Материалы по психологии » Развитие одаренности в онтогенезе » Взаимосвязь одарённости и адаптации человека

Взаимосвязь одарённости и адаптации человека
Страница 1

По данным многочисленных исследований, дальнейшее развитие одарённых детей может протекать по-разному. Один из наиболее часто встречающихся вариантов - это постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Поэтому в отношении к одарённым детям нередко проявляется известный скептицизм и осторожность. Известно, например, такое выражение: «У вундеркиндов все будущее - в прошлом». Однако, известно, что многие талантливые, в разных областях, люди развивались в детстве с опережением своих сверстников. Вундеркиндами были, например, такие выдающиеся личности, как Н. Винер, И.И. Мечников, Г.В. Лейбниц, М.В. Ломоносов, В. Гюго, А.С. Грибоедов и другие. Это значит, что по отношению к одарённым людям не исключается и долговременный прогноз.

Обращая особое внимание на детей с ранними умственными достижениями, неверно было бы думать, что у других детей, не показывающих ранних признаков одарённости, в дальнейшем не смогут развиться выдающиеся способности. Уже стал хрестоматийным пример А. Эйнштейна, который являлся ярким представителем «антивундеркиндного» типа развития. Он начал поздно говорить, а в школе считался «тугодумом».

Причины такого типа развития одарённости могут быть различными. Так, например, не проявляющиеся ранее способности могут открыться только при удачном индивидуальном подходе, особо благоприятных обстоятельствах; обнаружение одарённости на более поздних возрастах может быть обусловлено генетически: разнообразие профессий так велико, что никем не замеченное своеобразие возможностей ребенка может в условиях определенной деятельности стать социально ценным, подняться до ранга одарённости.

Поэтому школьному психологу и педагогу необходимо как можно раньше заметить в ребенке проявление способностей и организовать соответствующий его развитию уровень обучения, который не сдерживает и тормозит, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей, Однако практика показывает, что сделать это не так просто. У одарённых детей в школе возникает множество проблем, главная из которых неуспеваемость.

Результаты исследований показывают, что учителя, родители и дети по-разному отвечают на вопрос: «Кто виноват в учебных неуспехах одарённого школьника?». Учителя ставят под сомнение способности ребенка, степень его подготовки или желание учиться, обвиняют родителей в неумении заставить ребенка работать. Родители видят проблему в несоответствии учителя потребностям и способностям ребенка или обрушиваются на ребенка с обвинениями в упрямстве и желании делать по - своему, а не слушать взрослых. Дети винят учителей, но часто переживают чувство вины, интегрируя отношения и высказывания учителей, родителей, сверстников в заключении, что именно с ними происходит что-то неправильно. /20, с.41/

Неудачи одарённых школьников в учении порождаются сложным переплетением различных причин как внешнего, так и внутреннего характера, препятствующих реализации их потенциала. Существуют различные классификации этих причин. Влиянием социально-экономических и национально-культурных условий объясняют трудности, с которыми могут сталкиваться одарённые дети из семей с низким социально - экономическим и образовательным статусом и неблагоприятными отношениями. Отрицательное влияние на успеваемость детей может оказывать высокий уровень их креативность, художественных, лидерских, сенсомоторных и других способностей, которые не обнаруживаются с помощью традиционных методов, используемых в образовании, их развитие, как правило, не связано со школьным обучением.

Страницы: 1 2 3


Сознание как био-полевая модель. (О связи сознания с подсознательными функциями.)
Сознание является целенаправленным отражением окружающего мира, возникающем как результат деятельности человека, и включает личный и общественный опыт конкретного индивидуума. Бессознательное или подсознание является более трудным понятием, трактовка которого в истории научной мысли весьма неоднозначна [22;54;56]. Сознание это понятие ф ...

Возбуждение и торможение
Стержнем представлений И. П. Павлова о механизмах деятельности центральной нервной системы является взаимодействие основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Любая реакция организма обусловлена возбуждением определенных групп нервных клеток, а ее прекращение – развитием торможения. Эти процессы могут быть как врожденными, ...

Общие сведения
Опросник структуры личности и темперамента (ТСI), созданный Клонинжером с соавторами, предназначен для выявления индивидуально – психологических различий по семи основным шкалам личности и темперамента. Понятие темперамента относится авторами к автоматическим эмоциональным реакциям, которые в значительной степени являются врожденными и ...