Эмпирическое исследования познавательной
деятельности у людей с различными степенями зависимости. Организация и проведение исследованияСтраница 1
Зависимость от Интернета, или компьютерная аддикция - реально существующий феномен. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу следует для начала определить степень зависимости испытуемых, и только затем сравнить схему влияния зависимости на познавательные психические процессы.
Следует так же учитывать, что ряд эффектов, считающихся проявлениями феномена зависимости, предположительно могут получить альтернативное объяснение - например, в рамках психологической концепции "потока". За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.
Феномен Интернет-аддикции в отличие от зависимости компьютерной, постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения. Настоящая работа способна способствовать развитию методологии психологического исследования.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить различные виды аддиктивного поведения человека
2. Рассмотреть влияние зависимостей на познавательную психическую деятельность.
3. Провести методику диагностики склонности к различным видам зависимостей у испытуемых.
Организация исследования включала 4 этапов:
1 - подбор методик;
2 – проведение экспериментальных исследований;
3 - математическая обработка и анализ данных;
4 - оформление результатов исследования.
Методы исследования.
Основным методом исследования явилась методика диагностики к различным видам зависимостей
. позволяющая рассмотреть общую склонность к той или иной зависимости.
Методика разработана для изучения склонности индивида к различным формам зависимостей, в том числе к Интернет и компьютерной зависимостям.
Далее результаты анализировались и испытуемые условно делились на две группы: в первой испытуемые демонстрировали различные уровни и формы зависимостей, а во второй – нет.
На следующем этапе мы пытались подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для этого было применено несколько методик.
Исследование восприятия времени.
Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.
Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.
Исследование восприятия времени проводится в паре испытуемый-экспериментатор. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 сек., 1 мин, 120 сек. и др.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».
На следующем этапе решено было проверить уровень внимания испытуемых.
Интерес к проблеме внимания связан с одной из характерных особенностей психики человека, состоящей в ее направленности, то есть непроизвольном или произвольном выделении значимых объектов, соответствующих актуальным потребностям человека, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от других, благодаря чему обеспечивается более ясное и отчетливое отражение значимых объектов, способствующее осуществлению эффективной деятельности человека с ними. Следовательно результаты, показанные лицами с различными степенями зависимостей могут отличатся от аналогичных у контрольной группы.
Строение высших психических функций
Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.
В отличие от животного, человек родится и живет в мире предметов, соз ...
Психологические особенности юношей с
разными темпами пубертата
Как замечает американский психолог Джон Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические способности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерат в те ...
Приоритетные направления развития
психолого-педагогических исследований
Возникла насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений.
Обозначим хотя бы некоторые из них.
Первое направление связано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в гуманитарных, общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении с различным ...