Материалы по психологии » Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости » Эмпирическое исследования познавательной деятельности у людей с различными степенями зависимости. Организация и проведение исследования

Эмпирическое исследования познавательной деятельности у людей с различными степенями зависимости. Организация и проведение исследования
Страница 5

Сено 10. Совок 15. Ручка 20. Пирог

По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.

Опыт №2. Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используется метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов - 2 секунды. Через 10 секунд после окончания чтения нижеприведенных пар слов для запоминания экспериментатор снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные фиксируют в примечании.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовьтесь слушать и запоминать!"

Слова для запоминания:

1. Курица - яйцо11. Перо - бумага

2. Кофе - чашка12. Закон - декрет

3. Стол - стул13. Грамм - мера

4. Земля - трава14. Солнце - лето

5. Ложка - вилка15. Дерево - лист

6. Ключ - замок16. Очки - газета

7. Зима - снег17. Туфли - обувь

8. Корова - молоко18. Полка - книга

9. Вино - стакан19. Голова - волосы

10. Печка - дрова20. Голос - певец

После окончания опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.

По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносятся в сводную таблицу.

Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.

Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Опишите методы устранения у учащихся психологических барьеров, затрудняющих их обучение и воспитание.
Для преодоления различных трудностей в воспитании и обучении существует масса методов, так, например, в процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств челове ...

Самовосприятие и обратная связь в деловом общении
Проблематика восприятия себя как успешной личности и обратной связи от коллег и клиентов, описанная в практически-ориентированных работах непсихологами представляет серьезный интерес и для ученых. Зависимость между представлениями о себе, своих способностях, возможностях и успешностью в определенном виде деятельности описал А. Бандура в ...

Эксперименты И.П. Павлова. Суть эксперимента
Экспериментальная работа по изучению механизмов образования условных рефлексов проводилась в лаборатории И.П. Павлова в Колтушах, вблизи Санкт-Петербурга. Для того чтобы избавиться от влияния многочисленных случайных раздражителей, мешающих выработке условного рефлекса, работу с собаками проводили в изолированных звуконепроницаемых каме ...