Материалы по психологии » Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости » Эмпирическое исследования познавательной деятельности у людей с различными степенями зависимости. Организация и проведение исследования

Эмпирическое исследования познавательной деятельности у людей с различными степенями зависимости. Организация и проведение исследования
Страница 2

Индивидуальные различия в способности к переключению внимания зависят от индивидуально-типологических свойств нервной системы.

Исследование избирательности внимания.

Цель исследования: определить уровень избирательного внимания.

Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет текстовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан текст с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Тестовый бланк выглядит следующим образом.

Бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментрочягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршрофщуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжипдрошлптслхэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкнесласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвтьлджьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурссзжшнаптйфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваыэзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюнхтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдтнтаопрукгвмстрпеихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтлкнноп

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнил предложенное ему задание.

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.

Время (в сек.) Балл Уровень избирательности внимания

250 и более0I низкий

240-2491I низкий

230-2392I низкий

220-2293I низкий

210-21941 низкий

200-20951 низкий

190-19961 низкий

180-189711 средний

170-1798II средний

160-1699II средний

150-15910II средний

140-14911II средний

130-13912II средний

120-12913II средний

110-11914III высокий

100-10915III высокий

90-991«III высокий

80-8917III высокий

70-7918III высокий

60-6919III высокий

Менее 6020IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту для ее улучшения.

Очень высокий уровень избирательности внимания - это свидетельство феноменальной психической активности человека.

Методика "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ"

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в освоении нового вида деятельности и оценки качества мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Язык невербального общения
Невербальное общение, широко известное как «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает н ...

Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы
Влияние развода родителей на процесс социализации де­тей — особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. При­знается, что если он изменяет к лучшему условия формиро­вания личности ребенка, помогает положить конец острому возд ...

Методика исследования развития речи ребёнка до 3-х лет в семье. Цель, задачи, объект и предмет исследования
Целью данной практической работы являлось изучение психологической особенности развития речи ребёнка до 3-х лет в семье. Объектом исследования являлись психолого-педагогические особенности детей. Предметом исследования являлось исследование развития речи ребёнка до 3-х лет в семье. Задачи исследования: 1. Выборка детей раннего во ...