Личностные особенности учащихся с первой группой психосоматического
здоровьяСтраница 3
Общая школьная тревожность обусловлена эмоциональной неустойчивостью – (r=-0,32) и нормативностью поведения – (r=-0,33).
Переживание социального стресса также обусловлено нормативностью поведения – (r=-0,34), факторами: «М» (практичность / мечтательность) – (r=0,32), «O» (уверенность в себе / тревожность) – (r=0,35) и «Q1» (консерватизм / радикализм) – (r=-0,39).
Таким образом, эмоциональное состояние учащихся, на фоне которого развиваются социальные контракты, обуславливает проявление вышеперечисленных личностных черт.
Так как, в рамках дипломного проекта невозможно описать все полученные коэффициенты корреляции (см. таблицы в приложении 3), то ограничимся общим выводом о том, что акцентуации характера, личностные черты, особенности темперамента и показатели школьной тревожности имеют очень тесную связь между собой.
Для того чтобы выявить самые значимые показатели исследования, имеющие при этом высокие факторные нагрузки, мы провели факторный анализ, из которого видно общие закономерности, полученные на выборке учащихся с первой группой психосоматического здоровья.
Так, например, мы выявили в первом факторе то, что выраженность определённых личностных черт детерминирует школьную тревожность учащихся. К этим личностным характеристикам относятся, прежде всего, факторы: «C» – (-0,548), «G» – (-0,673), «Q2» – (0,504) и «Q3» – (-0,567). Из всех показателей школьной тревожности большие факторные нагрузки принадлежат показателям: «страх ситуации проверки знаний» – (0,660), «переживание социального стресса» – (0,631), «фрустрация потребности в достижении успеха» – (0,535) и общий показатель школьной тревожности – (0,696).
Таким образом, мы назвали первый фактор как: «Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся». В целом, он характеризует 27% учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья.
Таблица 3.8. Эмпирическая факторная структура показателей исследования учащихся 1‑й гр. здоровья.
|
Показатели исследования |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
|
Интро-экстраверсия |
-0,822 | ||
|
Общая тревожность |
0,696 | ||
|
Пережив. социального стресса |
0,631 | ||
|
Фрустр.потреб. в дост. успеха |
0,535 |
-0,518 | |
|
Страх самовыражения |
-0,517 | ||
|
Страх сит. проверки знаний |
0,660 | ||
|
Страх не соответ. ожид. окр. |
-0,553 | ||
|
Низкая физиол. сопр. стрессу |
-0,556 | ||
|
Возбудимый тип акцентуации |
-0,601 | ||
|
Эмотивный тип акцентуации |
-0,682 | ||
|
Тревожный тип акцентуации |
-0,619 | ||
|
Циклотим. тип акцентуации |
-0,736 | ||
|
Демонстратив. тип акцентуац. |
-0,578 | ||
|
Экзальтирован/ тип акцент. |
-0,789 | ||
|
«А» – сфера общительности |
-0,701 | ||
|
«C» – эмоц. неустойч./устойчив. |
-0,548 | ||
|
«G» – нормативность поведения |
-0,673 | ||
|
«Q2» – выс. самооц.-низ. самооц. |
0,504 | ||
|
«Q3» – низ. – выс. самоконтр. «Я» |
-0,567 | ||
|
Удельный вес фактора |
6,3 |
5,0 |
4,36 |
|
Д О Д |
0,27 |
0,16 |
0,11 |
Недостатки подхода, основанного только на изучении сексуальности
Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь.
Грянула первая мировая война. Среди военных врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного ...
Процедура проведения исследования
Опрос супружеских пар проводился на дому, в спокойной, благоприятной обстановке по согласию обоих супругов. Главным условием явился самостоятельный характер выполнения методик – заранее было обсуждено исключение обмена данными между испытуемыми. Также исследование носило конфиденциальный характер. Эти меры были приняты для максимально в ...
Периодизация истории психологии
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологич ...

