Личностные особенности учащихся с первой группой психосоматического
здоровьяСтраница 3
Общая школьная тревожность обусловлена эмоциональной неустойчивостью – (r=-0,32) и нормативностью поведения – (r=-0,33).
Переживание социального стресса также обусловлено нормативностью поведения – (r=-0,34), факторами: «М» (практичность / мечтательность) – (r=0,32), «O» (уверенность в себе / тревожность) – (r=0,35) и «Q1» (консерватизм / радикализм) – (r=-0,39).
Таким образом, эмоциональное состояние учащихся, на фоне которого развиваются социальные контракты, обуславливает проявление вышеперечисленных личностных черт.
Так как, в рамках дипломного проекта невозможно описать все полученные коэффициенты корреляции (см. таблицы в приложении 3), то ограничимся общим выводом о том, что акцентуации характера, личностные черты, особенности темперамента и показатели школьной тревожности имеют очень тесную связь между собой.
Для того чтобы выявить самые значимые показатели исследования, имеющие при этом высокие факторные нагрузки, мы провели факторный анализ, из которого видно общие закономерности, полученные на выборке учащихся с первой группой психосоматического здоровья.
Так, например, мы выявили в первом факторе то, что выраженность определённых личностных черт детерминирует школьную тревожность учащихся. К этим личностным характеристикам относятся, прежде всего, факторы: «C» – (-0,548), «G» – (-0,673), «Q2» – (0,504) и «Q3» – (-0,567). Из всех показателей школьной тревожности большие факторные нагрузки принадлежат показателям: «страх ситуации проверки знаний» – (0,660), «переживание социального стресса» – (0,631), «фрустрация потребности в достижении успеха» – (0,535) и общий показатель школьной тревожности – (0,696).
Таким образом, мы назвали первый фактор как: «Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся». В целом, он характеризует 27% учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья.
Таблица 3.8. Эмпирическая факторная структура показателей исследования учащихся 1‑й гр. здоровья.
|
Показатели исследования |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
|
Интро-экстраверсия |
-0,822 | ||
|
Общая тревожность |
0,696 | ||
|
Пережив. социального стресса |
0,631 | ||
|
Фрустр.потреб. в дост. успеха |
0,535 |
-0,518 | |
|
Страх самовыражения |
-0,517 | ||
|
Страх сит. проверки знаний |
0,660 | ||
|
Страх не соответ. ожид. окр. |
-0,553 | ||
|
Низкая физиол. сопр. стрессу |
-0,556 | ||
|
Возбудимый тип акцентуации |
-0,601 | ||
|
Эмотивный тип акцентуации |
-0,682 | ||
|
Тревожный тип акцентуации |
-0,619 | ||
|
Циклотим. тип акцентуации |
-0,736 | ||
|
Демонстратив. тип акцентуац. |
-0,578 | ||
|
Экзальтирован/ тип акцент. |
-0,789 | ||
|
«А» – сфера общительности |
-0,701 | ||
|
«C» – эмоц. неустойч./устойчив. |
-0,548 | ||
|
«G» – нормативность поведения |
-0,673 | ||
|
«Q2» – выс. самооц.-низ. самооц. |
0,504 | ||
|
«Q3» – низ. – выс. самоконтр. «Я» |
-0,567 | ||
|
Удельный вес фактора |
6,3 |
5,0 |
4,36 |
|
Д О Д |
0,27 |
0,16 |
0,11 |
Данные методики Склонность к риску (PSK) А.М.
Шуберта
При обработке методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта, были получены достоверные различия по шкале «склонности к риску» (р<0,05 ; t=2,101), что говорит о высокой готовности к риску сопровождающейся низкой мотивацией к избеганию неудач (Таблица 3).
Таблица 3. Средние значения по методике Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта ...
Практические рекомендации по оптимизации учебной деятельности в классах
разного профиля.
На основании проведённого анализа литературы и анализа полученных результатов, мы разработали следующие рекомендации, которые помогут создать старшекласснику благоприятные условия для развития, самоактуализации, личностного роста, а, следовательно, помогут сделать учебную деятельность более успешно:
· Процесс обучения в профильных клас ...
Сознание как био-полевая модель. (О связи сознания с подсознательными
функциями.)
Сознание является целенаправленным отражением окружающего мира, возникающем как результат деятельности человека, и включает личный и общественный опыт конкретного индивидуума. Бессознательное или подсознание является более трудным понятием, трактовка которого в истории научной мысли весьма неоднозначна [22;54;56]. Сознание это понятие ф ...

