Заключение
Страница 20

Обработка и интерпретация результатов

Ключ:

А – 4 балла, а – 3 балла, б – 2 балла, Б – 1 балл.

Признаки семейных отношений

1. Вербализация.

2. Чрезмерная забота.

3. Зависимость от семьи.

4. Подавление воли.

5. Ощущение самопожертвования.

6. Опасение обидеть.

7. Семейные конфликты.

8. Раздражительность.

9. Излишняя строгость.

10. Исключение внесемейных влияний.

11. Сверхавторитет родителей.

12. Подавление агрессивности.

13. Неудовлетворённость ролью хозяйки.

14. Партнёрские отношения.

15. Развитие активности ребёнка.

16. Уклонение от конфликта.

17. Безучастность мужа.

18. Подавление сексуальности.

19. Доминирование матери.

20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка.

21. Уравнение отношений.

22. Стремление ускорить развитие ребёнка.

23. Несамостоятельность матери.

Шкалы:

1. Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

-ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

-ощущение самопожертвования а роли матери (5);

-семейные конфликты (7);

- сверхавторитет родителей (11);

-неудовлетворённость ролью хозяйки дома (13);

- «безучастность» мужа, его невключённоть в дела семьи (17);

-доминирование матери (19);

-зависимость и несамостоятельность матери (23).

2. Отношение родителей к ребёнку:

Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

- партнёрские отношения (14);

- развитие активности ребёнка (15);

- уравнительные отношения между родителем и ребёнком (21).

2.2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

- раздражительность, вспыльчивость (8);

-суровость, излишняя строгость (9);

- уклонение от контакта с ребёнком (16).

Излишняя концентрация на ребёнке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

- преодоление сопротивления, подавление воли (4);

- исключение внесемейных влияний (10);

- подавление агрессивности (12);

- подавление сексуальности (18);

- чрезмерное вмешательство в мир ребёнка (20);

- стремление ускорить развитие ребёнка (22).

Вопросы к методике Р. Жиля:

1.Вот стол, за которым сидят разные люди: мама, папа, справа брат с сестрой, слева знакомый им дядя, справа тётя, ближе к нам мальчик и девочка. Покажи, где сядешь ты.

2. За столом слева сидит мама, справа – папа, ближе к нам сестра и брат. Покажи, где сядешь ты.

3. За столом слева сидит мама, справа – папа. Покажи, где сядешь ты.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения(папа, мама, брат, сестра) или дружеские (друг, товарищ, одноклассник, одноклассница).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Кто этот человек? Где бы сел ты? Покажи.

6. Ты вместе со своей семьёй будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Покажи комнату, которую бы ты выбрал(а).

8. Ещё раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и свою.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе всё равно?

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял(а) с собой?

11. Ты потерял(а) что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдёшь один7 Или с кем-нибудь? Если пойдёшь с кем-нибудь, то кто этот человек?

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь место, где ты находишься?

15. Другая прогулка. Обозначь место, где ты на этот раз.

16.Обозначь крестиком место, где ты на этот раз.

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Кто из них кто?

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе всё равно?

19. Ты собираешься в дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому из них ты тосковал бы сильнее всего?

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21


Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
Педагог, в ходе своей работы на уроке обладает правом оценивать другого эмоционально незрелого человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведёт его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно т ...

Ассоциация
Необходимый элемент для запоминания – это ассоциация. Она фактически объясняет сам механизм работы памяти. Наш мозг представляет собой в основном ассоциирующий механизм. Так, если после нескольких минут молчания кто-то скажет вам: «Вспоминайте!», то ваша память этому приказу не подчинится, она окажется бездейственной и спросит: «Что им ...

Значение теории З. Фрейда
Благодаря З. Фрейду современные люди поняли две вещи: 1. Все психологические проблемы родом из детства. Если мы хотим вырастить полноценного, здорового человека, необходимо относиться к ребенку со всей возможной любовью и вниманием. Во времена Фрейда матери наказывали грудных детей за то, что те сосут палец. В наше время сознательный р ...